Математические игры на коврике
для детей 2-3 лет

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Очень легко заниматься с детьми в этом периоде. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.

2-3 года – это период занятий на коврике, только в форме игры. Цель этого периода – ФИЗИЧЕСКИ прочувствовать математические понятия. У ребенка еще не сформировано образное мышление. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд ФИЗИЧЕСКИХ действий. Такие образовательные методы, как лекция или беседа, совершенно не подходят ребенка этого возраста. Допускается использование картинок, однако манипулирование ФИЗИЧЕСКИМИ предметами в данном возрасте более предпочтительно.

К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть картинку, но и потрогать эти фигуры физически. В этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.

Математические разделы

  • Формы геометрических фигур
  • Цвета
  • Размеры:
    • большой – маленький,
    • тонкий – толстый,
    • высокий – низкий,
    • длинный – короткий,
    • узкий – широкий.
  • Сравнение предметов (выше-ниже, длиннее-короче, самый длинный, самый короткий, самый высокий, самый низкий)
  • Основные направления: вперед, назад, вверх, вниз, вбок
  • Пространственное расположение предметов (выше, ниже, слева, справа, спереди сзади, снаружи, внутри)
  • Закономерности – продолжение последовательности
  • Количество:
    • “много” – “мало”
    • “больше” – ”меньше”

Рекомендуемый инвентарь

  • Кубики Дьенеша
  • Наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Можно использовать бруски из игры “Падающая башня”
  • Матрешки
  • Счетные палочки, карандаши, соломинки
  • Деревянный конструктор
  • Сортеры. Лучше деревянные с разным количеством штырей
  • Крупное лего

Игры на развитие количественного представления

Цель – развитие логического мышления, знакомство с элементарными математическими понятиями «много», «мало», «одна», «по одной», “больше”, “меньше”, “поровну”, “увеличивается”, “уменьшается”.

1. Много мало
Инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

2. Пересчитывание физических предметов
Инвентарь: любые одинаковые предметы -паровозиков, куколок, тарелок.
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д. Сначала до 3-х, очень постепенно увеличивая сначала до 5, потом до 7.

3. Раздай тарелочки
Инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

4. Разложим в 2 ведерка
Инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

5. Давай делить по-разному
Берём кучку из 4 кубиков и 2 машинки. Как можно кучки на машинки поделить? Можно 1 и 3, а можно 2 и 2, можно 0 и 4.

6. Строим башню
Необходимый инвентарь: кубики или элементы лего двух цветов.
◈ Башни можно сравнить по высоте. Можно спросить, сколько еще кубиков не хватает
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

7. Больше-меньше
Можно взять 2 кучки из 10 предметов и из одной кучки забрать 1 предмет. Желательно, чтобы визуально разница была не заметна. И спросить: «Где больше?
Очень важно, чтобы ребенок понял, что когда мы забираем предмет из кучки, в кучке становится меньше. Как проверить понимает ребёнок или нет?

8. Столько же, сколько
Необходимый инвентарь: 5 зеленых и 5 синих кубиков.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один кубик, под ним малыш должен положить свой кубик. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все кубики, прокомментируйте: «Я положила 5 кубиков, и ты положил 5 кубиков. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо кубиков можно использовать любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
◈ В следующий раз можно спросить. У кого больше?

9. Легкие бытовые задачки:
a. “2 куколки, 1 чашка. Сколько надо еще чашек?”
b. “3 груза, 2 машины. Каждая машинка может увезти только 1 груз. Сколько сможем увезти за раз?”
c. При сервировке стола. Сколько вилок еще не хватает?

Общие математические игры для детей 2-3 лет

1. Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: кубики дьенеша или парные игрушки.
◈ Разложите игрушки перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

2. Счетные палочки
Игра помогает познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно строить колодцы (квадратного или треугольного сечения). Очень полезно для мелкой моторики.

3. Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

4. Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

5. Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.

6. Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» – «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

7. Сортировка
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона или взятых из кубиков Дьенеша.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

8. Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

9. Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

10. Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

11. Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.