Методика тестирования внимания Т.Д. Марцинковской и Е.Л. Доценко
Внимание — важный показатель интеллектуального развития ребёнка и готовности к школе. В НИИ физиологии детей и подростков докторами психологических наук Т.Д. Марцинковской и Е.Л. Доценко предложена методика «Найди и вычеркни» для диагностики умственной работоспособности и внимания у детей 3-6-летнего возраста.
Методика «Найди и вычеркни» — удобный и простой способ определить, насколько хорошо ребёнок способен концентрировать внимание, переключать его и усваивать информацию. Данные этого теста особенно пригодятся родителям для самостоятельной предварительной оценки готовности ребенка к подготовительным курсам в школе.
Методика рассчитана на детей 2-х возрастных категорий: 3–4 года и 5–6 лет.
На выполнение задания ребёнку выделяется 2,5 минуты, в течение которых ему необходимо 5 раз вычеркнуть по 2 предмета на выбор взрослого. На работу с одной парой отводится 30 секунд. Каждую фигурку необходимо вычеркивать определённым образом: например, домик горизонтальной чертой, а грибок — вертикальной. Пример вычеркивания показывает взрослый.
Инструкция:
- Ребенок получает лист с картинками.
- Взрослый объясняет: «Ты видишь перед собой много знакомых тебе предметов. Мы с ними будем играть, точнее, вычёркивать. Я назову 2 объекта, скажу, каким образом каждый из них отметить, и дам команду «начинай». После этого ты приступишь к работе. Когда услышишь «стоп», тебе нужно будет показать, на какой фигурке ты остановился. А потом мы продолжим, и по команде ты будешь вычёркивать следующую пару фигур. И так до тех пор, пока я не скажу «конец»».
- Экспериментатор ставит отметку на бланке каждые 30 секунд.
Оценка продуктивности внимания
Для подсчёта общего уровня продуктивности внимания используется формула: S = (0,5N-2,5n)/t, где
S – продуктивность внимания
N – количество просмотренных ребенком фигур
n – количество ошибок, допущенных ребенком (пропуски нужных фигур, исправления, зачеркивание не тех картинок, неправильное зачеркивание,)
t — время, потраченное на работу, 150 (общий показатель для весь тест) и 30 секунд (работа с одной парой фигур)
По этой формуле рассчитываются 6 показателей: 5 для 30 секундных отрезков и 1 общий показатель для всего времени работы над тестом.
После подсчёта результатов получившиеся значения переводятся в баллы. Оценка продуктивности внимания проводится по общему значению S.
Продуктивность S | Баллы | Оценка продуктивности внимания |
---|---|---|
> или = 1,25 | 10 баллов | очень высокие показатели |
от 1 до 1,25 | 8–9 баллов | приемлемый уровень |
от 0,75 до 1 | 6–7 баллов | средние показатели и продуктивности |
от 0,5 до 0,75 | 4–5 баллов | средний уровень |
от 0,25 до 0,5 | 2–3 балла | низкий уровень |
от 0 до 0,24 | 0–1 баллов | очень низкий уровень |
Оценка устойчивости внимания
Значения продуктивности S для каждого из периодов используются для оценки устойчивости внимания путем построения графика, наглядно показывающего изменения продуктивности во времени.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
Описание | Баллы | Уровень | Пример на графике |
все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны | 10 баллов | высоко устойчивое внимание | кривая 1 |
все точки графика расположены в 2 зонах | 8-9 баллов | устойчивое внимание | кривая 2 |
все точки графика располагаются в 3 зонах | 6-7 баллов | среднеустойчивое внимание | кривая 3 |
все точки графика располагаются в 4 зонах | 4-5 баллов | неустойчивое внимание | кривая 4 |
все точки графика располагаются в 5 зонах | 3 балла | крайне неустойчивое внимание | кривая 5 |
Ниже представлены некоторые общие случаи, сравнение с которыми позволит Вам определить степень продуктивности и устойчивости внимания Вашего ребенка.
Характерные примеры результатов:
График №1 соответствует высокопродуктивному и высокоустойчивому вниманию. Все точки графика находятся в пределах 1 зоны, и общая продуктивность принимает значения от 1 до 1,25.
График №2 – это график низкопродуктивного (общая S от 0,25 до 0,5), но устойчивого внимания.
График №3 представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания.
График №4 является графиком средне продуктивного, но неустойчивого внимания. Снижение продуктивности внимания со временем говорит нам о низкой работоспособности ребенка.
График №5 соответствует средне продуктивному и крайне неустойчивому вниманию.
Ориентиром желательного уровня внимания является кривая 1. При средних показателях продуктивности и устойчивости внимания авторы методики рекомендуют с ребёнком регулярно (2–3 раза в неделю) выполнять упражнения, развивающие внимание. В случае низких показателей есть смысл обратиться к неврологу и настоять на обследовании головного мозга. Не исключено, что после курса лечения общеукрепляющими нервную систему препаратами, концентрация внимания и работоспособность значительно улучшаться. Если у вас есть примеры и истории улучшения внимания после лечения у невролога или специальных занятий у психолога – делитесь опытом в комментариях.
Эти бланки можно использовать для тренировки внимания. Для отслеживания динамики тренировок мы рекомендуем данные заносить в журнал регистрации результатов.
Хочется отметить, что у Адели тестирование на подготовительных курсах в школу проводилось в более жестких условиях: общее время тестирования составляло 10 минут – 5 интервалов по 2 минуты, а фигуры были менее отличны друг от друга. Я наблюдала, как дети выходили из кабинета заплаканные от того, что не выдерживали 10 минут напряженной работы, требующей огромной концентрации и работоспособности.
Для тренировки произвольного внимания могу посоветовать пособия-тренажер “Корректурные пробы” всего за 59 руб.
Следите за новостями в Инстаграм @vasilya.vesna