КАК «ЗАСТАВИТЬ» РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?
ИЛИ 18 СПОСОБОВ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ
Эта статья – выжимка моего опыта. Я на самом деле очень горжусь тем, что мне удалось привить детям любовь к чтению, не смотря на то, что у меня в детстве не было культа книги, и я столько не читала, сколько сейчас читают мои дети.
Начнём с того, что заставлять не нужно. Давайте поговорим о том, как привить ребенку любовь к чтению. Хочу отметить, что если раньше Вы сами много читали детям, то переход на самостоятельное чтение произойдет легче. Если раньше Вы детям не читали, то стоит начать в любом возрасте, даже если детям уже 10-12 лет. Важно, чтобы книги стали чем-то объединяющим.
Итак 18 действий взрослых, помогающих привить детям любовь к чтению:
1. Сделайте из книги КУЛЬТ, а чтение – поводом побыть вместе. Чтение – это не наказание, это награда. Сядьте с ребенком, обнимите его, слушайте его. Окружите процесс чтения теплом, уютом.
2. Ходите в библиотеки и разрешать ребенку брать те книги, которые он хочет, а не те, которые мы считаем полезными. Пусть это детские потешки не по возрасту, пусть это энциклопедия. Главное, чтобы он сам выбрал.
3. Создайтепустоту. Убрать все лишнее – телефоны, телевизоры. У книг очень много конкурентов. Скажу честно, что больше всего мои дети читают на даче в дождливую погоду. Но не только.
4. Создайте книжный уголок. Сделать его уютным, притягивающим. Диванчик с подушками. Мы ранее в квартире на пол набросали подушек, и сказали что это место для чтения. На даче у детей есть любимое кресло для чтения.
5. Если ребенок не любит читать, но любит, чтобы Вы ему читали, попробуйте читать по ролям. Мы иногда читали по абзацам. Самый маленький абзац – Булат, побольше – Аделя. Я самый большой. Итак мы все вместе заняты 1 делом.
6. Подтолкнуть к самостоятельному чтению иногда помгает прерваться в самом интересном месте: “Ты пока почитай дальше, а я пока картошку почищу и послушаю тебя”
7. Личный пример. Сядьте так, чтобы ребенок вас видел. Возьмите детскую книгу и делайте вид, что читаете. Ну или правда читайте))) Если вокруг нет отвлекающих факторов, то ребенок заинтересуется и подсядет. Если не подсаживается, то можно прокомментировать: “Хм, так интересно. А зачем он так сделал? Что же будет дальше?”
8. Читайте каждый день, минимум по 30 минут. Создайте ритуал вечернего чтения. Даже если устали… Сократите время чтения до 5 минут в этот день, но не нарушайте ритуал. Можно так, сначала ребенок читает, потом взрослый. Тогда у ребенка сформируется очень твердая привычка, которая станет автоматизмом по жизни.
9. Найдите любимые серии книг, чтобы закончив читать одну, дети просили продолжения. Как найти? Надо послушать, почитать отзывы, поспрашивать у сверстников, кто что читает, чем интересуются дети. У нас в разное время были любимыми серии книг про кротика, про маму Му, про муммитролей, про квака и жабу, про гастона, серия комиксов про Мани, про Квиколло, Гарри Портер.
10. Дарите книги. Дарите их и своим и чужим детям. Выбирая подарок в книжном магазине, ребенок сам заинтересуется. А вы понаблюдаете, что ему интересно, какие книги можно будет подарить ему на праздники.
11. Как только почувствовали интерес к какой-то теме, поищите книгу связанные.В момент увлечения пиратами, выбирайте книги про пиратов, при интересе к лошадям, ищите книги про лошадей.
12. Циркулируйте энергию книг дома. Будет здорово, если каждые 2 недели в доме будут появляться новые книги. Не обязательно все покупать. Можно обмениваться с друзьями, брать в библиотеке.
13. Приходя в гости в дом, где есть дети, подходите с ребенком к их детской библиотеке. Вместе смотрите, какие интресные книги есть у хозяев дома, листайте, одолжите на недельку. Спросите у хозяина, какая книга ему больше всего нравится, что он читал несколько раз.
14. Книжные полки. Книжки должны быть на виду, обложкой лицом к ребенку.
15. Покупайте книги по любимым мультфильмам: Ну погоди! Король лев, Алладин, Русалочка. Есть много книг по диснеевским мультикам.
16. Читайте вслух, как можно дольше, даже, если ребенок уже научился читать самостоятельно. Это бесценное время, которое вы посвящаете только ребенку. Впоследствии, это может стать традицией семейного чтения и вы сможете читать вслух всей семьей.
17. Если Вы решили купить/заказать книги без ребенка, то в качестве первых книг выбирайте книги с крупным шрифтов и малым количеством текста. В первое вреям это может быть всего 1 предложение на странице с красочными рисунками. Далеее 2-3 предложения. Формируйте у ребенка зону успеха. Каждый раз переворачивая страницу, он будет чувствовать, что справился. И это будет для него сильнейшей опорой, чтобы продолжать.
18. Ну и самое важное! Ребенок может любить, когда Вы ему читаете, но не хотеть читать самостоятельно. И тут надо понимать, что детям нравится то, что у них получается. Получается рисовать – любит рисовать, получается делать трюки на турнике – любит спортивную гимнастику. А если ребенку трудно… не получается… нужно прикладывать много усилий, то и желания возвращаться к этой деятельности не возникает.
Поэтому задача родителя сделать так, чтобы ребенку читать было легко. А трудно ему потому что зрительного внимания не хватает, строчки теряются, буквы перемешиваются, язык заплетается, артикуляционный аппарат слабый, скорость обработки информации низкая. И можно сколько угодно насиловать ребенка, но если ему трудно, то будет только отвращение.
Чтобы помочь ребенку справиться с этими физиологическими трудностями, улучшить устойчивость зрительного внимания, повысить скорость обработки информации, я разработала марафон СКОРОЧТЕНИЕ. В нем собраны самые эффективные упражнения, которые за 12 занятий позволяют улучшить технику чтения в 2-3 раза.
Его прошли оба моих старших ребенка. Булат прошел в 5 лет, когда у него было только слоговое чтение. В 6 лет на подготовительных курсах в лицей он прчитал текст со скоростью 70 слов в минуту. Аделя проходила его в 7 лет, когда уже была в 1-м классе и техника чтения у нее была 35 слов в минуту, тогда у некоторых одноклассников техника чтения была 125 слов в минуту. После марафона ее техника чтения улучшилась в 2 раза и концу 1-го класса она догнала большинство класса, а к концу 3-го и опередила.
Интересует тема развития техники чтения у детей?
Посмотрите бесплатную лекцию “5 причин низкой скорости чтения“.