Подготовка к тесту “ПИКТОГРАММЫ”
Чтобы научиться использовать пиктограммы и символы для обозначения различных предметов явлений, “упаковывать” большие смыслы в маленькие рисунки, воспользуйтесь нашим тренажером для развития образного мышления и памяти «ПИКТОГРАММЫ«. Ниже мы рассмотрим особенности методики ПИКТОГРАММЫ и подготовки к ней.
За неделю к тесту ПИКТОГРАММЫ не подготовишься. Тут нужна кропотливая работа и терпение Мамы. Но эта работа точно стоит таких вложений, потому что в ходе подготовки к тесту:
- произойдет колоссальное развитие образного мышления. Особенно, если Вы не будете ребенку давать готовые образы, а будете рассуждать вместе: Как это можно нарисовать?
- ребенок научится выделять характерные признаки объектов, предметов, явлений.
- научится рисовать множество картинок и в целом произойдет скачок в развитии зрительно-моторной координации (ЗМК).
Поэтому в рамках подготовки к школе пройтись хотя бы 1 раз по всем словам теста пиктограммы я советую родителям всех дошкольников, даже если Вы не готовитесь к входным тестированиям.
Замечания по тесту:
- Порядок на листочке имеет значение. Хорошо, если ребенок располагает рисунки последовательно, оставляя между ними расстояние. Для организации своей работы ребенок может использовать цифры для нумерации рисунков.
- Не допускается использование букв и цифр в самих рисунках пиктограмм
Как же рисовать эти “странные” слова:
- Для обозначения людей разных полов мы использовали обозначения треугольник вверх и вниз, с кругом вместо головы.
- Часто встречаются такие словосочетания типа “теплый дождь” или “холодный ветер”. Мы с детьми договорились использовать значок “солнышко” и “снежинка” для обозначения температуры.
- Отдельная проблема это передача эмоций: печаль-грусть, счастье-радость-веселье. Если использовать смайлики с улыбкой вверх и вниз, то потом ребенок начинает путать счастье это или радость. Поэтому, наверное, лучше разработать свою систему смайликов или других значков для всех эмоций, и просто выучить ее. При тестировании синонимы не засчитываются. Так если вместо РАЗЛУКА, ребенок говорит РАССТАВАНИЕ, то он теряет балл.
- Для обозначения звука мы использовали значок звуковых волн (значок wi-fi)
- Для обозначения изменения состояния “было”- ”стало” и обозначение перемещения можно использовать стрелочки
За время подготовки Вы, возможно как и я, обнаружите много интересного:
- Ребенок начинает прорисовывать детали, и не может остановиться. В этом случае очень мягко надо его останавливать и переключать на следующее слово. Это проблема инертности и слабой переключаемости внимания. Можно попробовать потренировать. Есть специальные тренажеры.
- Ребенок не умеет рисовать. Не может сходу нарисовать собаку или стол.
- Ребенок слабо представляет себе, что такое порядок на листочке. Это косвенно может указывать на неумение пока организовать пространство вокруг себя b неготовность к школе в целом, т.к. порядок в тетради — это основа учебы в школе.
Инструкция для взрослого:
- Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придёт в голову.
- На каждый рисунок отводится 0,5- 1-2 минуты.
- При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребёнок не писал буквы, а рисовал.
- Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нём надо уместить все рисунки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго – третьего слова.
- Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а её связь со словом.
- Если ребёнок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.
- После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится.
- Если ребёнок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам.
- Через час после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый.
- Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают в журнал.
- Если вместо слова «расставание» ребёнок говорит «разлука» это считается ошибкой.
Инструкция для ребенка:
- Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить.
- Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них.
- Нарисовать можно, только картинки, а не буквы.
- Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились.
- Старайся не вырисовывать картинки. Качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова, чтобы ты потом их мог вспомнить.
Схема тренировок:
- В 1-ый раз рисуем 10 слов без ограничения времени. В первое время возможно Вам придется долго рассуждать и на отдельном листочке показывать ребенку как это нарисовать.
- Постепенно исходя из готовности ребенка начинаем ограничивать время до 1 минуты
- Через час и через день рисунки предъявляются ребенку и предлагается назвать слова. Результаты заносятся в журнал.
- На следующий день в начале занятия можно посмотреть листочки с рисунками за предыдущие дни.
Для того, чтобы научиться представлять знаками пиктограммы воспользуйтесь пособием-тренажером ПИКТОГРАММЫ

