С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ К ШКОЛЕ
Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать, а что уже умеет ребёнок.
Важно понимать над чем Вы сейчас работаете и какой следующий шаг.
По каким параметрам готовности уже можно поставить галочки, а по каким еще предстоит работа? Чтобы у мамы было полное представление о готовности ребенка к школе и к лицею я провожу комплексную диагностику по 50 параметрам.
В данной статье я рассмотрю самый общий случай. Но и тут есть варианты:
✅Запас времени есть, т.е. ребенку сейчас 4-5 лет.
⛔Запаса времени нет.
ЕСЛИ РЕБЕНКУ 4-5 ЛЕТ
то подготовку к школе я предлагаю выполнять в следующей последовательности:
1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (1-2 месяца)
ВНИМАНИЕ – основа всей подготовки к школе. Нет смысла развивать память и мышление, если не развито внимание. И наоборот, если развито внимание, то и чтение, и счет, и логику ребенок освоит легко и без напряжения.
Самые эффективные упражнения для развития произвольного внимания представлены в тренажерах:
- корректурные пробы
- лабиринты
- разные числа
- таблицы Шульте
Это обязательный минимум.
Также внимание хорошо тренируют
- графические диктанты
- задания типа “найди и посчитай”
Это 1-2 месяца работы при хороших физиологических данных. Если есть дефициты в работе мозга, вы замечаете, что ребенок в целом рассеян, неуклюж, часто врезается куда-то, плохо танцует, не любит подвижные игры на меткость, то стоит обратить внимание на двигательную активность и крупную моторику. В данном возрасте есть огромный запас для доразвития отстающих структур и в основном за счет физических упражнений. Для этих целей я разработала #марафон_змк, где мы развиваем проприоцепцию, координацию, ловкость, строим карту тела.
На сайте в разделе ВИДЕО есть запись прямого эфира “Внимание – основа подготовки к школе”. Посмотрите. Думаю, все станет понятнее.
2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
2.1 Если Вы НЕ готовитесь к тестам на подготовительных курсах в лицеи, то ПАМЯТЬ можно пропустить.
Память – это функция мозга и она напрямую зависит от качества его работы.
Никакие курсы по развитию памяти НЕ ПОМОГУТ в этом случае (скрин запроса в карусели), потому что они направлены на развитие навыков ЗАПОМИНАНИЯ. Изучаются различные мнемоТЕХНИКИ, с помощью которых можно большое упаковать в маленькое. Например, большой текст для пересказа/доклада или набор дат.
Сама память на этих курсах не улучшается.
Чтобы улучшить память, надо улучшить работу мозга в целом, а это режим дня, питание и двигательные упражнения. Поэтому на марафоне ЗМК мы отмечаем улучшение зрительной и слуховой памяти до 50%
Пособия с нашего сайта тоже не развивают память. Они помогают подготовиться к тестам – развить навыки, необходимые при различных видах тестирования.
2.2 Если Вы хотите подготовить ребенка к тестированию памяти, то надо иметь в виду, что тестировать могут слуховую, зрительную, опосредованную. Подготовиться к этим тестам вам помогут следующие комлекты заданий:
- зрительная память:
- запомни и нарисуй, ч1 ,
- запомни и нарисуй, ч2,
- запомни и нарисуй, ч3
- запомни и расставь точки
- подготовка к тесту Бернштейна – узнавание фигур
- опосредованная память:
- подготовка к тесту пиктограммы – ПИКТОГРАММЫ
- 70 слов теста пиктограммы
- слуховая память – подготовка к тесту Лурия – тренажер запомни и повтори
Это еще 1-2 месяца работы.
3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
- понятийное
- пространственное – симметрия, просветы, развертка, куб, объем,
- логически-поисковые задачи,
- комбинаторика,
- и еще много много всего.
4-5 месяцев, для лицеев 6-9 месяцев
4. СЧЕТ, ЧТЕНИЕ, ФОНЕМАТИКА
А уже потом переходим к самим навыкам – счёт, чтение, фонематика. При зрелом мозге, развитых внимании и памяти, эти навыки легко автоматизируются. На все хватит 3-4 месяца.
5. ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Отдельно можно выделить подготовку руки к письму. Она начинается задолго до самой подготовки к школы и состоит из развития мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, общей способности управлять своим телом. Зрительно-Моторной Координацией и мелкой моторикой стоит заниматься непрерывно с рождения. И лучше бы, конечно, пройти обе ступени марафона ЗМК до начала подготовки к школе, чтобы убедиться, что с крупной моторикой все ОК и можно двигаться дальше.
ЕСЛИ РЕБЕНКУ УЖЕ 6-7 ЛЕТ
И остался 1 год или даже несколько месяцев и школа уже на носу. На что обратить внимание? Как построить занятия? Идти по классическому пути уже нет возможности, то двигаться нужно быстро и точно:
- марафон СКОРОЧТЕНИЕ. Тут помимо самой скорости чтения идёт очень мощная тренировка зрительного внимания. За 1 месяц можно и технику чтения подтянуть и внимание прокачать.
- Если есть трудности со счётом, пройти марафон БЫСТРЫЙ СЧЁТ. Это ещё 2 недели. Тут нет ничего сложного, просто работа с памятью.
- Потом я советую пройтись по понятийному мышлению. Это пособия АНАЛОГИИ, ЛИШНИЕ ПОНЯТИЯ, ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ.
⠀
Марафон РЕШАЕМ РЕБУСЫ – это вишенка на торте. Его я рекомендую для тех ребят, кто идёт в лицей, готовится к олимпиадам и кто уже имеет галочки по предыдущим пунктам.
⠀