Корректурные пробы (ч. 2)
Произвольное внимание – это способность волевым усилием удерживать внимание на текущей деятельности, задании. Произвольное внимание зависит от зрелости нервной системы, и его можно натренировать.
Ежедневные посильные тренировки на протяжении 2-4 месяцев помогут Вашему ребенку стать более усидчивым, сконцентривованным, меньше совершать ошибок.
Для диагностики произвольного внимания существует опробированные методики на основе корректурных проб. Одну из них «Найди и вычеркни» Марцинковской и Доценко, можно бесплатно скачать на сайте www.vasilyasinitsyna.ru.
Тренажер развития внимания “НАЙДИ и ВЫЧЕРКНИ” предназначен для тренировки продуктивности и устойчивости внимания. Он составлен на основе корректурных проб, доказавших свою эффективность в развитии произвольного внимания. При регулярных занятиях развиваются:
- устойчивость внимания
- контроль собственной деятельности
- способность удерживать инструкции
- скорость и качество усвоения нового способа действий
- зрительно-моторную координацию.
Пособие содержит задания 8-ми уровней сложности и подходит для детей от 1,5 до 6 лет. Не смотря на то, что тренажер называется “НАЙДИ и ВЫЧЕРКНИ”, задания на усмотрение взрослого могут звучать по-разному: «зачеркни все квадраты и обведи все треугольники» или «машинки зачеркни вертикальной линией, а звездочки горизонтальной». Таким образом, один и тот же бланк подходит для многократной распечатки и не вызывает привыкания у детей.
На выполнение задания ребёнку выделяется 2,5 минуты, в течение которых ему необходимо 5 раз вычеркнуть по 2 предмета на выбор взрослого. На работу с одной парой отводится 30 секунд. Каждую фигурку необходимо вычеркивать определённым образом: например, машинки горизонтальной чертой, а облачка — вертикальной. Пример вычеркивания показывает взрослый.
Инструкция:
- Ребенок получает лист с картинками.
- Взрослый объясняет: «Ты видишь перед собой много знакомых тебе предметов. Мы с ними будем играть, точнее, вычёркивать. Я назову 2 объекта, скажу, каким образом каждый из них отметить, и дам команду «начинай». После этого ты приступишь к работе. Когда услышишь «стоп», тебе нужно будет показать, на какой фигурке ты остановился. А потом мы продолжим, и по команде ты будешь вычёркивать следующую пару фигур. И так до тех пор, пока я не скажу «конец»».
- Взрослый ставит отметку на бланке каждые 30 секунд.
Время выполнения упражнения может варьироваться в зависимости от возраста и уровня развития внимания и постепенно доходить до 10 минут.
В среднем можно посоветовать следующие временные значения:
В среднем можно посоветовать следующие временные значения:
- 3-4 года – 5 интервалов по 30 сек. Итого 2,5 минуты
- 5-6 лет – 5 интервалов по 1 минуте. Итого 5 минут.
- 6-7 лет – 5 интервалов по 2 минуты. Итого 10 минут.
Стоит отметить, что выполнять упражнение 10 минут подряд довольно непросто для детей. Однако, именно при такой нагрузке тестируется произвольное внимание на подготовительных курсах в лицеи.
После завершения упражнения взрослый, возможно вместе с ребенком, подсчитывают количество обработанных знаков в каждом отрезке времени и подсчитывают общее количество за все время выполнения упражнения.
Рассчитывать устойчивость и продуктивность внимания в режиме тренировок не имеет большого смысла. Объем обработанных знаков в достаточной мере отражает динамику развития произвольного внимания. Однако, до начала тренировок и после рекомендуется оценить эти параметры с помощью методики Доценко и Марцинковской. Описание методики и бланки можно найти на сайте www.vasilyasinitsyna.ru
Зафиксировав положительную динамику, поощрите ребенка, проговорив: «Ты посмотри, какой ты молодец. В прошлый раз ты обработал 176 знаков, а сейчас за 184. В следующий раз, наверное, еще быстрее получится».
Особенности теста:
- Работать надо последовательно. Нельзя сначала обработать во всей строчке снеговики, а потом елочки.
- Способ зачеркивания регулирует сложность тренировки. Так, по нашим наблюдениям сложнее всего, когда обе картинки нужно зачеркивать по диагонали в разные стороны.
- Шаблоны многоразовые. Выбирая разные фигуры и разный способ для зачеркивания, мы каждый раз даем ребенку новое задание.
- Можно распечатать ч/б листы – тогда дифференциация будет только по форме, без цвета, что усложнит задание.
Посмотрите наши другие пособия основанные на корректурных пробах
Приобрести это пособие – тренажер можно по символической цене – 120 руб
Если Вас интересует тема развития внимания детей, и Вы хотите найти еще больше материалов на эту тему, то подписывайтесь на мой Instagram @vasilya.vesna
120 руб.