Подготовка к тесту “ПИКТОГРАММЫ”
Использовать значки для обозначения различных предметов и “упаковывать” большое в маленькое мы учились с вами в Пиктограммы (ч.1). Здесь рассмотрим особенности методики тестирования образной памяти и подготовки к ней.
За неделю к тестированию ПИКТОГРАММЫ не подготовишься. Тут нужна кропотливая работа и терпение Мамы.
В ходе подготовки к тесту:
- произойдет колоссальное развитие образного мышления. Особенно, если Вы не будете ребенку давать готовые образы, а будете рассуждать вместе: Как это можно нарисовать?
- ребенок научится выделять характерные признаки объектов, предметов, явлений.
- научится рисовать множество картинок и в целом произойдет скачок в развитии зрительно-моторной координации (ЗМК).
Поэтому пройтись хотя бы 1 раз по всем этим словам я советую родителям всем дошкольников, даже если Вы не готовитесь к тестированиям.
Замечания по тесту:
- Порядок на листочке имеет значение. Хорошо, если ребенок располагает рисунки последовательно, оставляя между ними расстояние. Для организации своей работы ребенок может использовать цифры для нумерации рисунков.
- Не допускается использование букв и цифр
Как же рисовать эти “странные” слова:
- Для обозначения людей разных полов мы использовали обозначения треугольник вверх и вниз, с кругом вместо головы.
- Часто встречаются такие словосочетания типа “Теплый дождь” или “холодный ветер”. Мы с детьми договорились использовать значок “Солнышко” и “снежинка” для обозначения температуры.
- Отдельная проблема это передача эмоций: печаль-грусть, счастье-радость-веселье. Если использовать смайлики с улыбкой вверх и вниз, то потом ребенок начинает путать счастье это или радость. Поэтому, наверное, лучше разработать свою систему смайликов или других значков для всех эмоций, и просто выучить ее. При тестировании синонимы не засчитываются. Так если вместо РАЗЛУКА, ребенок говорит РАССТАВАНИЕ, то он теряет балл.
- Для обозначения звука мы использовали значок звуковых волн (значок wi-fi)
- Для обозначения изменения состояния “было”- ”стало” и обозначение перемещения можно использовать стрелочки
За в время подготовки Вы, возможно как и я, обнаружите много интересного:
- Ребенок начинает прорисовывать детали, и не может остановиться. В этом случае очень мягко надо его останавливать и переключать на следующее слово. Это проблема инертности и слабой переключаемости внимания. Можно попробовать потренировать. Есть специальные тренажеры.
- Ребенок не умеет рисовать. Не может сходу нарисовать собаку или стол.
- Ребенок слабо представляет себе, что такое порядок на листочке. Это косвенно может указывать на неумение пока организовать пространство вокруг себя b неготовность к школе в целом, т.к. порядок в тетради – это основа учебы в школе.
Инструкция для взрослого:
- Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придёт в голову.
- На каждый рисунок отводится 0,5- 1-2 минуты.
- При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребёнок не писал буквы, а рисовал.
- Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нём надо уместить все рисунки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго – третьего слова.
- Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а её связь со словом.
- Если ребёнок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.
- После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится.
- Если ребёнок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам.
- Через час после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый.
- Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают в журнал.
- Если вместо слова «расставание» ребёнок говорит «разлука» это считается ошибкой.
Инструкция для ребенка:
- Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить.
- Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них.
- Нарисовать можно, только картинки, а не буквы.
- Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились.
- Старайся не вырисовывать картинки. Качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова, чтобы ты потом их мог вспомнить.
Схема тренировок:
- В 1-ый раз рисуем 10 слов без ограничения времени. В первое время возможно Вам придется долго рассуждать и на отдельном листочке показывать ребенку как это нарисовать.
- Постепенно исходя из готовности ребенка начинаем ограничивать время до 1 минуты
- Через час и через день рисунки предъявляются ребенку и предлагается назвать слова. Результаты заносятся в журнал.
- На следующий день в начале занятия можно посмотреть листочки с рисунками за предыдущие дни.
Список из 70 “странных” слов
№ п/п | Фраза для запоминания | Возможные образы и рисунки |
---|---|---|
1 | ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК | цветы, клоун, или карнавальную маску |
2 | ВКУСНЫЙ УЖИН | стол, тарелки |
3 | СТРОГАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА | треугольник верхушкой вверх с мимикой |
4 | ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА | лопату или молоток, человека с грузом |
5 | ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР | солнышко и спираль |
6 | БОЛЕЗНЬ | кровать, термометр, шприц, медикаменты |
7 | ОБМАН | лиса, карты, деньги |
8 | РАССТАВАНИЕ | стрелки, расходящиеся в стороны на понятие, прощающиеся люди, изображение транспортных средств, дорога, корабли, расходящиеся в разные стороны |
9 | РАЗВИТИЕ | диаграмма роста, младенец, яйцо, спираль, график, развитие растений (бутон, почка), ступени лестницы, человек с книгой, физкультурник, гантели, спортивные снаряды |
10 | СЛЕПОЙ МАЛЬЧИК | треугольник верхушкой вниз с повязкой на глазах |
11 | СТРАХ | черная комната или смайлик с эмоциями |
12 | ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ | несколько человечков с улыбками |
13 | ГЛУХАЯ СТАРУШКА | треугольник верхушкой вверх и зачеркнутое ухом |
14 | ВОЙНА | танк, пистолеты |
15 | ДЕВОЧКЕ ХОЛОДНО | девочка со скрещенными руками и в шапке |
16 | ВЛАСТЬ | символ власти: корона, трон, трезубец |
17 | БОЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА | треугольник верхушкой вверх с градусником |
18 | ПОСЫЛКА | коробка с наклейкой, почтальон |
19 | НЕИЗВЕСТНОСТЬ | коробка со знаком вопроса |
20 | ОТЧАЯНИЕ | прыгающий с обрыва человек и гоняющийся за ним тигр |
21 | БЕЗЗУБЫЙ ДЕД | смайлик с бородой и без 1 зуба |
22 | НАДЕЖДА | мы рисовали руку с болячками и стрелку к руке без болячек |
23 | МЫСЛЬ | голова с облачком мыслей |
24 | ЗАВИСТЬ | 2 девочки и коляска |
25 | УМ | человек с книгой |
26 | СОЖАЛЕНИЕ | ваза, стрелка, осколки |
27 | ЗЛАЯ СОБАКА | собака с оскалом |
28 | СМЕЛЫЙ ПОСТУПОК | мальчик защищает девочку от собаки |
29 | СЧАСТЬЕ | лицо с мимикой радости,: солнце, цветы, ребенок, семья, обручальные кольца, зачеркнутые часы |
30 | РАЗЛУКА | конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком, стрелки, расходящиеся в стороны на понятие |
31 | ШУМ ДОЖДЯ | капельки и звуковые волны |
32 | ДРУЖБА | рукопожатие, люди, взявшиеся за руки |
33 | ТЕМНАЯ НОЧЬ | звезды и луна на темном фоне |
34 | ПЕЧАЛЬ | лицо с печальной мимикой, слезами |
35 | СПРАВЕДЛИВОСТЬ | щит и меч, изображение суда, тюремная решетка, ось симметрии, круг, предмет (хлеб, яблоко), разрезанный пополам, знак «=» |
36 | СОМНЕНИЕ | развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?), знак “?” , ромашка, кинестетическое выражение сомнения — палец, приставленный ко лбу, пожимание плечами |
37 | БОГАТСТВО | монеты, сундук с украшениями |
38 | ГОЛОДНЫЙ РЕБЕНОК | ребенок и зачеркнутый рядом хлеб |
39 | ПОБЕДА | салют, флаг, салют, памятник, звезда, спортивный пьедестал почета, кубок, медаль |
40 | МАЛЬЧИК ТРУС | собака, дерево, мальчик за деревом |
41 | ПОДВИГ | ордена, медали, памятник-обелиск, солдат, идущий навстречу танку, человек с большими мускулами |
42 | ЛЮБОВЬ | сердце, пронзенное стрелой, обручальные кольца, ребенок, целующиеся влюбленные |
43 | ВРАЖДА | мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные, кошка и собака, кулак. Дерущиеся или сражающиеся, кошка и мышь (М.ф.+), нож, пистолет, автомат |
44 | ОЖИДАНИЕ | часы |
45 | ШЕЛЕСТ | ноги, идущие по листве и знак звука |
46 | ЛАЙ | собака с открытой пастью и знак звука |
47 | ШЕПОТ | лицо с пальцем у рта и знак звука |
48 | БОРМОТАНИЕ | два смайлика, один с исходящим звуком, другой с рукой у уха |
49 | ЛЕГКИЙ | перышко |
50 | ЗЛО | бабу-ягу |
51 | КРАСИВЫЙ | принцессу в платье |
52 | СЕРДИТАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА | девушка с раскрасками |
53 | СКРОМНОСТЬ | девочка с руками за спиной |
54 | ПУТЬ | дорога |
55 | ПЬЯНЫЙ ЧЕЛОВЕК | человек, дорога и стрелки, символизирующие его шатания |
56 | ЧАШКА | полукруг |
57 | РЕБЕНОК | младенец |
58 | ОКНО | крест |
59 | ПАЛЬТО | |
60 | ЯБЛОКО | круг с веткой |
61 | ИГРА | любая личная ассоциация |
62 | НЕЖНОСТЬ | мамина рука на младенце |
63 | ТИШИНА | звуковые волны перечеркнутые |
64 | ВОЗДУХ | шарик и стрелочки, показывающие выходящий воздух |
65 | ДОМ | квадрат с треугольником |
66 | КАРТИНА | прямоугольник с веревочкой |
67 | ПРОГУЛКА | горка и девочка |
68 | ОБЕД | часы на 12 |
69 | ОЧКИ | два круга |
70 | ПЛОЩАДКА | прямоугольник с качелями |
Для того, чтобы научиться представлять значками объекты, предметы или явления, воспользуйтесь пособием-тренажером “Пиктограммы (ч.1)” всего за 192 руб.
Следите за новостями в Инстаграм @vasilya.vesna