Подготовка к тесту “ПИКТОГРАММЫ”

Использовать значки для обозначения различных предметов и “упаковывать” большое в маленькое мы учились с вами в Пиктограммы (ч.1).  Здесь рассмотрим особенности методики тестирования образной памяти и подготовки к ней.

За неделю к тестированию ПИКТОГРАММЫ не подготовишься. Тут нужна кропотливая работа и терпение Мамы.

В ходе подготовки к тесту:

  • произойдет колоссальное развитие образного мышления. Особенно, если Вы не будете ребенку давать готовые образы, а будете рассуждать вместе: Как это можно нарисовать?
  • ребенок научится выделять характерные признаки объектов, предметов, явлений.
  • научится рисовать множество картинок и в целом произойдет скачок в развитии зрительно-моторной координации (ЗМК).

Поэтому пройтись хотя бы 1 раз по всем этим словам я советую родителям всем дошкольников,  даже если Вы не готовитесь к тестированиям.

Замечания по тесту:

  1. Порядок на листочке имеет значение. Хорошо, если ребенок располагает рисунки последовательно, оставляя между ними расстояние. Для организации своей работы ребенок может использовать цифры для нумерации рисунков.
  2. Не допускается использование букв и цифр

Как же рисовать эти “странные” слова:

  1. Для обозначения людей разных полов мы использовали обозначения треугольник вверх и вниз, с кругом вместо головы.
  2. Часто встречаются такие словосочетания типа “Теплый дождь” или “холодный ветер”. Мы с детьми договорились использовать значок “Солнышко” и “снежинка”  для обозначения температуры.
  3. Отдельная проблема это передача эмоций: печаль-грусть, счастье-радость-веселье. Если использовать смайлики с улыбкой вверх и вниз, то потом ребенок начинает путать счастье это или радость. Поэтому, наверное, лучше разработать свою систему смайликов или других значков для всех эмоций, и просто выучить ее. При тестировании синонимы не засчитываются. Так если вместо РАЗЛУКА, ребенок говорит РАССТАВАНИЕ, то он теряет балл.
  4. Для обозначения звука мы использовали значок звуковых волн (значок wi-fi)
  5. Для обозначения изменения состояния “было”- ”стало” и обозначение перемещения можно использовать стрелочки

За в время подготовки Вы, возможно как и я, обнаружите много интересного:

  1. Ребенок начинает прорисовывать детали, и не может остановиться. В этом случае очень мягко надо его останавливать и переключать на следующее слово. Это проблема инертности и слабой переключаемости внимания. Можно попробовать потренировать. Есть специальные тренажеры.
  2. Ребенок не умеет рисовать. Не может сходу нарисовать собаку или стол.
  3. Ребенок слабо представляет себе, что такое порядок на листочке. Это косвенно может указывать на неумение пока организовать пространство вокруг себя b неготовность к школе в целом, т.к. порядок в тетради – это основа учебы в школе.

Инструкция для взрослого:

  1. Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придёт в голову.
  2. На каждый рисунок отводится 0,5- 1-2 минуты.
  3. При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребёнок не писал буквы, а рисовал.
  4. Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нём надо уместить все рисунки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго – третьего слова.
  5. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а её связь со словом.
  6. Если ребёнок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.
  7. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится.
  8. Если ребёнок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам.
  9. Через час после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый.
  10. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают в журнал.
  11. Если вместо слова «расставание» ребёнок говорит «разлука» это считается ошибкой.

Инструкция для ребенка:

  1. Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить.
  2. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них.
  3. Нарисовать можно, только картинки, а не буквы.
  4. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились.
  5. Старайся не вырисовывать картинки. Качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова, чтобы ты потом их мог вспомнить.

Схема тренировок:

  1. В 1-ый раз рисуем 10 слов без ограничения времени. В первое время возможно Вам придется долго рассуждать и на отдельном листочке показывать ребенку как это нарисовать.
  2. Постепенно исходя из готовности ребенка начинаем ограничивать время до 1 минуты
  3. Через час и через день рисунки предъявляются ребенку и предлагается назвать слова. Результаты заносятся в журнал.
  4. На следующий день в начале занятия можно посмотреть листочки с рисунками за предыдущие дни.

Список из 70 “странных” слов

№ п/пФраза для запоминанияВозможные образы и рисунки
1 ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК цветы, клоун, или карнавальную маску
2 ВКУСНЫЙ УЖИН стол, тарелки
3 СТРОГАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА треугольник верхушкой вверх с мимикой
4 ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА лопату или молоток, человека с грузом
5 ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР  солнышко и спираль
6 БОЛЕЗНЬ кровать, термометр, шприц, медикаменты
7 ОБМАН лиса, карты, деньги
8 РАССТАВАНИЕ стрелки, расходящиеся в стороны на понятие, прощающиеся люди, изображение транспортных средств, дорога, корабли, расходящиеся в разные стороны
9 РАЗВИТИЕ диаграмма роста, младенец, яйцо, спираль, график, развитие растений (бутон, почка), ступени лестницы, человек с книгой, физкультурник,  гантели, спортивные снаряды
10 СЛЕПОЙ МАЛЬЧИК треугольник верхушкой вниз с повязкой на глазах
11 СТРАХ  черная комната или смайлик с эмоциями
12 ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ несколько человечков с улыбками
13 ГЛУХАЯ СТАРУШКА треугольник верхушкой вверх и зачеркнутое ухом
14 ВОЙНА танк, пистолеты
15 ДЕВОЧКЕ ХОЛОДНО девочка со скрещенными руками и в шапке
16 ВЛАСТЬ символ власти: корона, трон, трезубец
17 БОЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА треугольник верхушкой вверх с градусником
18 ПОСЫЛКА коробка с наклейкой, почтальон
19 НЕИЗВЕСТНОСТЬ коробка со знаком вопроса
20 ОТЧАЯНИЕ прыгающий с обрыва человек и гоняющийся за ним тигр
21 БЕЗЗУБЫЙ ДЕД смайлик с бородой и без 1 зуба
22 НАДЕЖДА мы рисовали руку с болячками и стрелку к руке без болячек
23 МЫСЛЬ голова с облачком мыслей
24 ЗАВИСТЬ 2 девочки и коляска
25 УМ человек с книгой
26 СОЖАЛЕНИЕ ваза, стрелка, осколки
27 ЗЛАЯ СОБАКА собака с оскалом
28 СМЕЛЫЙ ПОСТУПОК мальчик защищает девочку от собаки
29 СЧАСТЬЕ лицо с мимикой радости,: солнце, цветы, ребенок, семья, обручальные кольца,  зачеркнутые часы
30 РАЗЛУКА конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком, стрелки, расходящиеся в стороны на понятие
31 ШУМ ДОЖДЯ капельки и звуковые волны
32 ДРУЖБА рукопожатие, люди, взявшиеся за руки
33 ТЕМНАЯ НОЧЬ звезды и луна на темном фоне
34 ПЕЧАЛЬ лицо с печальной мимикой, слезами
35 СПРАВЕДЛИВОСТЬ щит и меч, изображение суда, тюремная решетка, ось симметрии, круг, предмет (хлеб, яблоко), разрезанный пополам, знак «=»
36 СОМНЕНИЕ развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?),  знак “?” , ромашка, кинестетическое выражение сомнения — палец, приставленный ко лбу, пожимание плечами
37 БОГАТСТВО монеты, сундук с украшениями
38 ГОЛОДНЫЙ РЕБЕНОК ребенок и зачеркнутый рядом хлеб
39 ПОБЕДА салют, флаг, салют, памятник, звезда, спортивный пьедестал почета, кубок, медаль
40 МАЛЬЧИК ТРУС собака, дерево, мальчик за деревом
41 ПОДВИГ ордена, медали, памятник-обелиск, солдат, идущий навстречу танку, человек с большими мускулами
42 ЛЮБОВЬ сердце, пронзенное стрелой, обручальные кольца, ребенок, целующиеся влюбленные
43 ВРАЖДА  мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные, кошка и собака, кулак. Дерущиеся или сражающиеся, кошка и мышь (М.ф.+), нож, пистолет, автомат
44 ОЖИДАНИЕ часы
45 ШЕЛЕСТ ноги, идущие по листве и знак звука
46 ЛАЙ собака с открытой пастью и знак звука
47 ШЕПОТ лицо с пальцем у рта и знак звука
48 БОРМОТАНИЕ два смайлика, один с исходящим звуком, другой с рукой у уха
49 ЛЕГКИЙ перышко
50 ЗЛО бабу-ягу
51 КРАСИВЫЙ принцессу в платье
52 СЕРДИТАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА девушка с раскрасками
53 СКРОМНОСТЬ девочка с руками за спиной
54 ПУТЬ дорога
55 ПЬЯНЫЙ ЧЕЛОВЕК человек, дорога и стрелки, символизирующие его шатания
56 ЧАШКА полукруг
57 РЕБЕНОК младенец
58 ОКНО крест
59 ПАЛЬТО
60 ЯБЛОКО круг с веткой
61 ИГРА любая личная ассоциация
62 НЕЖНОСТЬ мамина рука на младенце
63 ТИШИНА звуковые волны перечеркнутые
64 ВОЗДУХ шарик и стрелочки, показывающие выходящий воздух
65 ДОМ квадрат с треугольником
66 КАРТИНА прямоугольник с веревочкой
67 ПРОГУЛКА горка и девочка
68 ОБЕД часы на 12
69 ОЧКИ два круга
70 ПЛОЩАДКА прямоугольник с качелями

Для того, чтобы научиться представлять значками объекты, предметы или явления, воспользуйтесь пособием-тренажером “Пиктограммы (ч.1)” всего за 192 руб.

Следите за новостями в Инстаграм @vasilya.vesna