Анализ внимания
Анализ внимания детей включает оценку его различных характеристик (устойчивость, объем, концентрация, переключение, распределение) с помощью специальных методик, таких как корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте или методики с прослушиванием. Также оценка проводится через наблюдение за поведением ребенка в повседневных ситуациях и в процессе выполнения заданий.
Характеристики (качества) внимания для анализа:
- Устойчивость внимания: Способность длительно сохранять концентрацию на одном объекте или задаче.
- Объем внимания: Количество объектов, которое человек может одновременно воспринимать или удерживать в поле зрения/памяти.
- Концентрация (интенсивность) внимания: Глубина и сила сосредоточенности на конкретной деятельности.
- Переключение внимания: Способность быстро и эффективно переходить от одной деятельности к другой.
- Избирательность (распределяемость) внимания: Способность сознательно выполнять несколько действий одновременно, отфильтровывая отвлекающие факторы.
Методы анализа внимания:
- Корректурная проба (тест Бурдона): Человек просматривает ряд букв и вычеркивает или выделяет определенные буквы в течение заданного времени. Анализируется количество просмотренных знаков (объем) и число ошибок (концентрация).
- Таблицы Шульте: На бланке расположены цифры или буквы, расположенные в произвольном порядке. Испытуемый должен максимально быстро найти и назвать их по порядку (например, от 1 до 25). Анализируется время выполнения, ошибки и темп выполнения.
- Методики диагностики внимания на слух (например, «Слушай и считай»): Испытуемый слушает серию звуков и должен посчитать или выделить только определенные сигналы, игнорируя другие. Оценивается селективная концентрация и способность выдерживать длительное внимание.
- Наблюдение: Психолог или педагог наблюдает за поведением человека во время выполнения различных задач, обращая внимание на его активность, способность к концентрации, быстроту переключения между видами деятельности и другие проявления внимания в естественных условиях.
Важные аспекты при анализе внимания
- Индивидуальные особенности: Результаты анализа следует интерпретировать с учетом возраста, уровня развития и эмоционального состояния человека.

